Муниципальный проект Город-Герой Новороссийск

НОВОРОССИЙСК БЕЗ БЮРОКРАТИИ

26.09.2012
ИФНС России по Новороссийску поясняет

ИФНС России по Новороссийску доводит до сведения налогоплательщиков информацию о праве на обжалование актов налоговых органов и действий или бездействия их должностных лиц и порядке обжалования.

           Статьей 137 Налогового кодекса РФ (далее – НК РФ) установлено, что каждое лицо имеет право обжаловать акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц, если по мнению этого лица такие акты, действия или бездействие нарушают его права.

           То есть,  НК РФ предусмотрено   право  налогоплательщика   на  обжалование   только  таких    актов  и  действий   или  бездействия   налоговых  органов, которые    нарушают    его  права   и  законные  интересы.

          Порядок обжалования установлен статьей 138 НК РФ.

          Акты налоговых органов, действия или бездействие их должностных лиц могут быть обжалованы в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) или в суд  (п.1 ст.138 НК РФ).

Подача жалобы в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) не исключает права на одновременную или последующую подачу аналогичной  жалобы в суд, если иное не предусмотрено статьей 101.2 НК РФ (абз.2 п.1 ст.138 НК РФ).

         При  этом  указание  в  жалобе  предмета  обжалования   является   существенным   элементом   жалобы, без  чего  обращение  налогоплательщика  не   может  быть  признано    жалобой.

Пунктом 5 ст. 101.2 НК РФ установлен обязательный досудебный порядок обжалования решений налогового органа, принимаемых по результатам налоговых проверок: решений о привлечении к  ответственности  за  совершение налогового  правонарушения  или  решения  об  отказе привлечении к  ответственности   за  совершение налогового  правонарушения.

В данной статье НК РФ четко определено, что решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения может быть обжаловано в судебном порядке только после обжалования этого решения в вышестоящем налоговом органе.

Основанием для начала процедуры досудебного  обжалования является подача налогоплательщиком (его представителем) жалобы в вышестоящий орган (вышестоящему должностному лицу) в  порядке, предусмотренном НК РФ (п.172 раздела V приказа Минфина РФ от 18.01.2008 № 9н (с изм. от 14.07.2011).

        Принятое  налоговым  органом  решение  по   налоговым  проверкам  вступает  в  законную  силу  и подлежит  исполнению  в  течение  10  рабочих дней  с   даты  вручения  налогоплательщику.  

        В течение  этого  срока  налогоплательщик  вправе  подать  апелляционную жалобу.

        Порядок и сроки подачи жалоб в вышестоящий налоговый орган  или вышестоящему должностному лицу установлены статьей 139 НК РФ.

        В соответствии с п.1 ст.139 НК РФ жалоба на  акт налогового органа, действия или бездействие  его  должностного  лица  подается  соответственно в вышестоящий  налоговый  орган или  вышестоящему должностному  лицу этого органа.

Жалоба в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) подается, если иное не предусмотрено НК РФ, в течение трех месяцев со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав. К жалобе могут быть приложены обосновывающие ее документы (абз.1 п.2 ст.139 НК РФ).

В случае пропуска по уважительной причине срока подачи жалобы этот срок по заявлению лица, подающего жалобу, может быть восстановлен соответственно вышестоящим должностным лицом налогового органа или вышестоящим налоговым органом  (абз.2 п.2 ст.139 НК РФ).

       Апелляционная  жалоба на решение налогового органа о привлечении к ответственности  за совершение налогового нарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения подается до  момента  вступления  в  силу  обжалуемого  решения (абз.3 п.2 ст.139 НК РФ).

Жалоба подается в письменной форме соответствующему налоговому органу или должностному лицу, если иное не предусмотрено данным пунктом (абз.1 п.3 ст.139 НК РФ).

Апелляционная жалоба на соответствующее решение налогового органа подается в вынесший это решение налоговый орган, который обязан в течение трех дней со дня поступления указанной жалобы направить ее со всеми материалами в вышестоящий налоговый орган (абз.2 п.3 ст.139 НК РФ).

        В  случае    обжалования  такого    решения  в  судебном  порядке  срок   для  обращения в  суд   начинает  исчисляться   со  дня,   когда  лицу   в  отношении   которого   вынесено    это  решение   стало  известно   о    вступлении  его  в  силу (п. 5 ст. 101.2 НК РФ).     

        Жалоба на действия (бездействия)  должностных  лиц  инспекции (за  исключением  действий начальника  или   его   заместителя)   подаются вышестоящему  должностному  лицу  того же  налогового  органа (п.1 ст.139 НК РФ).

         Жалобы (заявления) на акт налогового органа ненормативного характера, действия или бездействия их должностных   лиц, в связи с применением законодательства РФ о государственной регистрации  юридических лиц и  индивидуальных предпринимателей, законодательства о государственной  регистрации производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртсодержащей продукции, законодательства  о валютном регулировании  и валютном контроле, а также в связи с осуществлением налоговым органами  иных полномочий, установленных федеральными  законами, нормативно-правовыми   актами Президента РФ  или Правительства РФ, если иное не предусмотрено указанными нормативно-правовыми  актами РФ, подаются   в  вышестоящий  налоговый  орган (ст.137 НК РФ).

       Жалобы  на постановление   по  делу   об  административном    правонарушении   рассматривается   вышестоящим   должностным  лицом, вышестоящим   налоговым  органом.

Федеральная налоговая служба в Информации ФНС России от 09.02.2011 "О содержании жалобы, подаваемой в налоговый орган" сообщает перечень сведений, которые рекомендуется отразить в жалобе (апелляционной жалобе), подаваемой в налоговый орган. Сообщено следующее:

«Жалоба (апелляционная жалоба) подается в письменной форме. Жалоба (апелляционная жалоба) подписывается заявителем или его представителем (законным или уполномоченным).

В Жалобе (апелляционной жалобе) необходимо указать:

1) наименование налогового органа, в который подается жалоба (апелляционная жалоба), или должность, фамилия, имя и отчество должностного лица, которому направляется жалоба;

2) персональные данные заявителя: фамилия, имя и отчество (полностью), почтовый индекс и адрес места жительства, адрес электронной почты и номер телефона (при наличии);

3) идентификационный номер налогоплательщика (ИНН). Физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями, вправе не указывать ИНН, указывая при этом свои персональные данные, предусмотренные пунктом 1 статьи 84 Налогового кодекса РФ:

- фамилию, имя и отчество,

- дату и место рождения,

- пол,

- адрес места жительства,

- данные паспорта или иного документа, удостоверяющего личность,

- данные о гражданстве;

4) наименование налогового органа, решение которого обжалуется, или фамилия, имя и отчество должностного лица, действия (бездействие) которого обжалуются;

5) требования заявителя со ссылкой на законы и иные нормативные правовые акты;

6) обстоятельства, на которых основаны доводы налогоплательщика, и подтверждающие эти обстоятельства доказательства;

7) суммы оспариваемых требований в разрезе (налога, вычета, в котором отказано, пени, штрафа);

8) расчет оспариваемой денежной суммы;

9) перечень прилагаемых документов.

В жалобе (апелляционной жалобе) должны быть указаны и иные сведения, если они необходимы для правильного и своевременного рассмотрения дела, могут содержаться ходатайства, в том числе ходатайство о применении обстоятельств, смягчающих или исключающих ответственность».

О проекте Ссылки Контакты
КАК ПРАВИЛЬНО СДЕЛАТЬ
Социальный опрос

Рейтинг@Mail.ru
"Южный региональный центр делового развития "ЧЕРНОМОРЪ" 2006 — 2014 ©