Муниципальный проект Город-Герой Новороссийск

НОВОРОССИЙСК БЕЗ БЮРОКРАТИИ

18.11.2008
Пояснительная записка к проекту Федерального Закона N 148067-3 "О ПРОТИВОДЕЙСТВИИ КОРРУПЦИИ"

7 ноября состоялось первое чтение Госдумы РФ, где был рассмотрен проект Федерального Закона N 148067-3 "О Противодействии коррупции". Подготовленный проект продиктован необходимостью создания правовой основы, которая бы позволила, используя возможности различных отраслей права, более продуктивно вести борьбу с коррупцией.


     В отличие от предыдущих законопроектов, направленных против коррупции, представленный законопроект содержит более четкие и обоснованные определения. Раскрытие содержания таких понятий как, "коррупция", "коррупционные отношения", "коррупционный акт", "коррупционный проступок", "пассивный подкуп", "активный подкуп" и другие получили свое правовое значение.
     Основные понятия, используемые в законопроекте, включают в себя общепризнанные международные характеристики, поддержанные на международном уровне в рамках глобальных международных актов. При подготовке проекта закона использовались конвенции Совета Европы "Об уголовной ответственности за коррупцию" и "О гражданско-правовой ответственности за коррупцию", конвенция "Организации экономического сотрудничества и развития", конвенция "О борьбе с подкупом иностранных должностных лиц при заключении коммерческих сделок", конвенция ООН "О борьбе с транснациональной преступностью", ряд иных международных рекомендаций.
     Центральное место в законопроекте принадлежит понятию "коррупция" (ст.1, гл. 1), поскольку без учета данного понятия нельзя вести речь о предмете регулирования. Особенностью данного понятия является то, что "коррупция" не отождествляется только с действиями по даче и получению взяток, чем страдали предыдущие определения. В данном законопроекте под коррупцией также понимается вступление в коррупционные отношения специально указанных субъектов коррупционных правонарушений и иных лиц (физических и юридических) с целью достижения каждой из сторон своих личных, групповых, корпоративных целей. Такая трактовка позволит расширить рамки превентивной борьбы с коррупцией, распространяя их на более ранние стадии, и усилить профилактическое значение закона.
     При формулировании понятия "коррупционные правонарушения" разработчики попытались уйти от узкоотраслевого определения. Такая позиция исключает возможную коллизию иных отраслей права. В частности, закон не относит к числу коррупционных конкретные составы преступлений, ответственность за которые наступает по уголовному законодательству. Такая задача должна стоять именно перед уголовным законодательством. По этой причине в законе говорится о консолидации правовых средств, направленных против коррупции.
     Этот тезис относится и к административному законодательству. В связи со вступлением в силу с 1 июля 2002 года нового "Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", который является кодифицированным актом, содержащим полный перечень административных правонарушений, нецелесообразно в рамках подготовленного закона устанавливать иные правонарушения, влекущие административную ответственность.
     Поскольку проблема противодействия коррупции приобрела в настоящее время общенациональный характер, в законопроекте отмечен круг вопросов, которые вправе решать только Российская Федерация. Данные установки не расходятся с конституционными положениями, определяющими исключительные пределы ведения различных субъектов права.
     Среди не терпящих отлагательства вопросов выделены следующие: проведение на всей территории единой государственной политики по противодействию коррупции; организация государственного антикоррупционного мониторинга законодательства, коорупционных правонарушений и факторов, способствующих их совершению, а так же мер, направленных на противодействие коррупции (ст.8 гл. 2). После принятия настоящего закона соответствующие органы государственной власти будут обязаны реализовать содержащиеся в нем положения, что, в свою очередь позволит расширить антикоррупционную законодательную базу.
     При описании субъектов коррупционных правонарушений (ст.2, гл.1) брались за основу криминологические исследования об уровне коррупционной пораженности различных категорий лиц, занимающих соответствующие должности. Кроме того, учитывались положения новых принятых федеральных законов "Об аудиторской деятельности", "О государственной регистрации юридических лиц", "Об оценочной деятельности", "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)".
     В законопроекте также отмечены иные лица, приравненные к лицам, выполняющим государственные или муниципальные функции. Важность такого нововведения позволит более эффективно отслеживать деятельность представителей государства в органах управления различных коммерческих организаций. В случае нарушения ими установленного порядка осуществления своих функций и получения при этом каких-либо незаконных благ и преимуществ, закон позволяет относить подобные нарушения к числу коррупционных.
     Меры по противодействию коррупции, сформулированные в статье 6 законопроекта, основаны на современных международных стандартах, действующих в данной сфере. Значимость этой проблеме придает развитие института общественного и парламентского контроля над соблюдением антикоррупционного законодательства, в том числе и на основе учета мнения и оценки соответствующих материалов, имеющихся в распоряжении соответствующих общественных и парламентских комиссий (советов).
     В законе устанавливаются специальные требования к лицам, занимающим определенные должности, указанные в настоящем Федеральном законе, или претендующим на занятие указанных должностей.
     В связи с необходимостью создания более открытого информационного механизма при назначении конкретных претендентов на определенные должности, предлагается установить для них единообразные процедуры и обязательные требования, которым они должны соответствовать. Особенно это касается тех претендентов, которые переходят на работу в государственные органы из коммерческих структур. Для устранения возможного влияния на них интересов коммерческих структур, к которым они ранее имели отношение, закон предусматривает установление для них ряд специальных ограничений.
     Для должностных лиц перечисленных в статье 2 настоящего Федерального закона устанавливаются запреты прямо или косвенно вмешиваться в деятельность коммерческих и некоммерческих организаций либо участвовать в их управлении, включая и запрет на определенный период на занятие должностей в коммерческих и некоммерческих организациях, чья деятельность прямо или косвенно была ранее связана с исполнением ими своих полномочий.
     В законе говорится о деятельности специального органа при Президенте Российской Федерации - Национальном Совете по противодействию коррупции (ст.8). Такие органы существуют во многих цивилизованных европейских странах и призваны обеспечить осуществление единой государственной политики по противодействию коррупции.
     Глава 3 законопроекта посвящена вопросам ответственности за коррупционные правонарушения. Устанавливаются виды ответственности за коррупционные правонарушения непреступного характера; ответственность руководителей за непринятие мер по противодействию коррупции; ликвидация юридического лица, причастного к совершению коррупционного правонарушения (соответственно ст.ст. 14, 15, 16). Закон предусматривает так же отмену (аннулирование) актов, принятых в результате коррупционных правонарушений и ответственность юридических лиц, причастных к коррупционной деятельности (ст. 17), устанавливается государственная защита прав юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан от воздействия коррупционных правонарушений (ст. 19).
     Реализация настоящего федерального закона не повлечет дополнительных затрат из средств федерального бюджета.

О проекте Ссылки Контакты
КАК ПРАВИЛЬНО СДЕЛАТЬ
Социальный опрос

Рейтинг@Mail.ru
"Южный региональный центр делового развития "ЧЕРНОМОРЪ" 2006 — 2014 ©